Форма для заявки
  • Для участия в конкурсе необходимо предоставить три экземпляра книги

«Театральный роман» — 2016: итоги

8 декабря 2016 года в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина в третий раз вручали Премию  «Театральный роман», учреждённую музеем в 2014 году. На Премию были представлены издания, посвящённые искусству театра и выпущенные в свет до 1 сентября 2016 года. Экспертный Совет, который возглавил Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, рассмотрел около ста пятидесяти книг из всех регионов страны. Жюри во главе с народным артистом РФ, руководителем театра «Сатирикон» Константином Райкиным назвало лауреатов:

 

  •  — Инна Соловьёва, автор книги «Первая студия. Второй МХАТ. Из практики театральных идей XX века»;- Сергей Черкасский, автор книги «Мастерство актёра. Станиславский — Болеславский — Страсберг. История. Теория. Практика»;

    — Лариса Грачёва, составитель книги Г. Товстоногова и А. Кацмана «Беседы о профессии: Стенограммы лекций на I – III курсе режиссёров драматического театра, 1982 – 1985 годы»;

    — Ирина Цимбал, составитель книги отца – С. Л. Цимбала «Острова в океане памяти»;

    — Виктор Берёзкин за 2 и 3 тома «Искусство сценографии мирового театра» /посмертно/. Премию получила его жена Елена Стрельцова.

Жюри в этом году вручило также две дополнительные премии. Их обладателями стали Марина Светаева, выпустившая 5-й том «Дневников Директора Императорских театров. 1909 – 1913» В.А. Теляковского, и Валерий Фокин – за книгу «Беседы о национальном театре».

 

Российский государственный институт сценических искусств был награждён специальной Премией Жюри за активный вклад в издательскую деятельность в области литературы о театре. Премию получил ректор РГИСИ Александр Анатольевич Чепуров.

 

«Мне нравится название нашей Премии, хотя были сомнения, <…> что за роман, кого, с кем и зачем, – сказал Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и председатель Экспертного Совета Дмитрий Родионов в интервью журналу «Сцена», седьмой номер которого за этот год целиком посвящён теме Премии, – И всё же роман! Роман литературы и театра, науки и искусства. Роман как суть и содержание театра в любом жанре».

 

Торжественная церемония проходила в бывшем Каретном сарае Бахрушиных –просторном выставочном пространстве музея. По периметру зала стояли пюпитры и на них книги–лауреаты. Первым из авторов–победителей Дмитрий Родионов  приветствовал Александра Чепурова, руководителя «Российского института сценических искусств». «Значительная часть литературы, которая номинировалась на Премию в разные годы, публиковалась именно в этом родном и близком всем нам институте, – сказал Дмитрий Родионов. – Только в этом году таких книг три: С. Цимбала, С. Черкасского и книжка, отражающая лекции Г.А. Товстоногова».

 

И.Н. Соловьёвой награду за книгу «Первая студия. МХАТ второй. Из практики театральных идей ХХ века» вручал председатель жюри Премии «Театральный роман» Константин Райкин: «Совершенно естественно, что Ваша книга получила единодушное признание жюри. Книгу я читал не как профессионал, а как человек. Я восхищаюсь её героями и сочувствую им, потому что ни секунду не могу забыть, в каком контексте происходила их жизнь, скольких страданий им стоило преодолеть каток режима. В этой книге есть очень важный внутренний посыл, чтобы не было возврата к этим страшным временам и никогда больше не повторилось такое отношение государства к этим людям.

 

Я читаю отрывки из Ваших книг своим студентам и пользуюсь Вашими формулировками, потому что там есть вещи, которые мне важно им сказать Спасибо, я вас люблю. Я с наслаждением вручаю Вам премию». – «Я вас очень люблю и ужасно рада, что вы меня тоже любите», – сказала в ответ Инна Соловьёва и добавила, что ей хочется сделать ещё одну книгу о второй студии МХТ: «Это совершенно неисследованная история, и было бы интересно разобраться, как жили в то странное время поразительно талантливые люди и как они сохраняли – или не сохраняли, развивали – или не развивали от бога данное. У меня не хватит сил сделать это в одиночку, и я хочу, чтобы кто-то мог помочь».

 

Сергей Черкасский, ставший лауреатом Премии «Театральный роман» за книгу  «Мастерство актёра. Болеславский – Страсберг. История. Теория. Практика», в день вручения наград оказался в командировке в Париже. Его письмо, адресованное Жюри и Экспертному совету, прочитали его ученики, специально приехавшие для этого из Санкт-Петербурга. Начав с извинений за отсутствие на церемонии, далее Сергей Черкасский пишет: «Театральный музей им. А.А. Бахрушина способствует буму отечественной театральной литературы, создав уникальную Премию, какой нет нигде в мире. Это заслуживает благодарности. Конкурентам хочу сказать, что для меня большая честь оказаться именно в вашей компании. Я могу часами рассказывать, как зачитывался вашими книгами и засматривался вашими спектаклями. Премия названа «Театральный роман». Когда это было, чтобы литература и театр так дружили. Прекрасно, что мы все здесь собрались. Я желаю вам вдохновения, трудолюбия и новых – новых успехов».

 

Елене Стрельцовой, жене Виктора Берёзкина, Премию за второй и третий тома его уникального труда «Искусство сценографии мирового театра», посвящённого исследованию «Театра художника», вручал один из героев этих книг, художник и режиссёр, руководитель творческой лаборатории при театре Школа драматического искусства Дмитрий Крымов. «У меня такое ощущение, что до Виктора Иосифовича театральные художники были чем-то вроде маленьких жучков в лесу. А он дал нам право на существование, я очень горд, что упомянут в его исследовании», – отметил он.

 

Член Жюри Премии, искусствовед, профессор Дмитрий Трубочкин вручил Премию Ларисе Грачёвой, подготовившей к изданию книгу Г. Товстоногова и А. Кацмана «Беседы о профессии: Стенограммы лекций на I – III курсе режиссёров драматического театра, 1982 – 1985 годы». «Это очень серьёзная работа по переводу лекций в письменную речь. Мастера беседуют с учениками так увлекательно, что возникает желание снова пойти в школу. И слава богу, что у нас такие школы периодически воплощаются в очень удобные и красивые книги». Он вернулся к прозвучавшим чуть ранее в этот вечер словам И.Н. Соловьёвой: «Инна Натановна сказала мне однажды, что книжки нужны для того, чтобы их заносить, затрепать, замаслить, чтобы можно было  носить в кармане. Эта книжка очень хорошо лежит в руках, она  гораздо легче, чем, например, моя сумка, и я с удовольствием носил бы её вместо сумки».

 

«Примером критики, как искусства, как способа поведения, умением выстроить безупречные отношения с предметом» считает книгу С. Л. Цимбала «Острова в океане памяти» член Экспертного совета Премии М. Токарева. В ответном слове И.С. Цимбал, дочь исследователя, подготовившая это издание, сказала: «Язык благодарности довольно беден.  Намного беднее, чем язык для выражения других чувств. Перебирала мысленно, какими словами я могла бы выразить то, что я чувствую по отношению к тем, кто так или иначе поучаствовал в создании этой книги. Это книга памяти. И мне бы хотелось всех поимённо назвать. Я  очень благодарна своему институту, который поощрил мои робкие попытки восстановить память об ушедшем. Я благодарна, конечно же, Жюри. И я очень благодарна Бахрушинскому музею. Дело в том, что мой отец, более всего чтил те знаки внимания, которые ему оказывал музей. Музей, как хранитель того эфемерного, что каждый день, происходя на сцене, уходит. Это воскрешает для нас то, что недоступно вживую». Ирина Цимбал добавила, что когда-то она работала переводчиком в Институте ботаники, и там впервые столкнулась с чертополохом, сегодня ставшем символом Премии «Театральный роман». «Молодой учёный сказал мне тогда: запомни, чертополох принесёт тебе счастье».

 

В этом году жюри также учредило две дополнительных премии. Первая – за 5-й том «Дневников Директора Императорских театров. 1909 – 1913» В.А. Теляковского, она была вручена редактору издания Марине Светаевой. «От этой книги не оторваться. Книга совершенно фантастическая, настоящий театральный роман, детектив со своими сюжетами и со своими конфликтами – сказал член Экспертного совета Премии Николай Песочинский. Можно очень долго говорить о научных свойствах этой книги, о том, как аккуратно подобран и отредактирован материал. Но я хочу сказать о ней как о детективе и об актуальном тексте. Теляковский руководил императорскими театрами, или национальными театрами. В книге рассматривается вопрос, актуальный и сейчас: каким должен быть национальный театр? Теляковский считал, что традиция должна быть развивающейся».

 

Вторая специальная Премия Жюри была присуждена присудили книге художественного руководителя  Александринского театра Валерия Фокина «Беседы о национальном театре». Он не смог приехать на церемонию, так как занят в Петербурге выпуском нового спектакля, поэтому награда была вручена соавтору В.В. Фокина А.А. Чепурову. «Театральные книги по-разному рождаются. Режиссёру сложнее, он должен ставить спектакли, и очень редко выдается минута, чтобы сесть и написать. Здесь театровед должен уловить тот момент, когда режиссёру есть что сказать. И я благодарю судьбу, что несколько такого рода книг мы с Валерием Владимировичем создали. Он их, что называется, наговорил. 10 спектаклей поставлены. И эти книги – саморефлексия, когда человек анализирует то, что он сделал».

 

Когда все награды были вручены, чтобы подвести итоги, на сцену вышел Председатель Попечительского совета Премии, норвежский бизнесмен Хуго Эриксен. «У нас есть желание расшириться. Мы будем думать о возможных новых вариантах разного рода поддержки авторов, пишущих о театре. Мы будем пытаться расширить географию Премии. Уверен, что это возможно».

 

В заключение торжественной церемонии, которая получилась на удивление динамичной и наполненной энергией, генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина поблагодарил всех, кто в ней участвовал и её готовил, в том числе музыкантов и студентов III курса Театрального института им. Б. Щукина, которые украсили церемонию своим пением, выразил признательность информационным партнёрам. «Большая радость – общение с этими замечательными людьми, которые искренне и добровольно поддерживают нашу, казалось бы, странную идею издавать книги о театре, поддерживать людей, которые этим занимаются. Оказалось, что это вовсе не странно, а нормально и даже очень интересно, – сказал он. – Благодарю, что вы пришли и поддержали нас, всех авторов – за счастье читать их книги и возвращаться к ним. Хотя тиражи не так велики в нашем отечестве, что прискорбно. Надеюсь, мы нашим трудом внесём маленькую лепту в их увеличение. Финальной точкой стал громадный торт с изображением чертополоха и горящими на нём тремя свечами, задул которые Председатель Жюри Премии Константин Райкин.

 

Галина Фадеева