Форма для заявки

    • Для участия в конкурсе необходимо предоставить три экземпляра книги
    • Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав грузовик.

    В Москве вручили Премию «Театральный роман»

    Давно в театральном сообществе не царила такая дружественная атмосфера взаимного уважения и признания. Просто потому, что театральные люди встретились, чтобы почтить целый ряд блестящих исторических исследований в области театра, а также критическую и мемуарную литературу – книги, сочетающие в себе академическую глубину и неординарные литературные достоинства.
    Учредил премию Театральный музей им. А.А.Бахрушина с помощью Министерства культуры и Попечительского света Премии во главе с норвежским бизнесменом Хуго Эрикссеном. Объявление новой Премии совпало с выходом беспрецедентно большого числа качественных театральных изданий. Экспертный совет Премии во главе с директором Музея им. А.А.Бахрушина Дмитрием Родионовым огласил лонг-лист, в который вошли 33 научно-исследовательских, критических, мемуарных и педагогических изданий на русском языке, вышедшие за два предшествующих года, а всего на рассмотрение было получено более 150 книг.
    Экспертный совет Премии, в который вошли авторитетные критики и театроведы Марина Токарева, Марина Тимашева, Николай Песочинский и Елена Дунаева, из лонг-листа сформировал список финалистов из 13 книг с вольными номинациями. Среди этих книг – две принадлежат выдающимся театральным художникам Эдуарду Кочергину и Станиславу Бенедиктову, две являются переизданиями библиографических редкостей, снабжённых блестящим научным комментарием, две касаются таких важнейших сюжетов русской истории как фигура Фёдора Волкова /книга «О Фёдоре Волкове. В поисках истины» Л.М. Стариковой, изданная ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и «Религиозная драма и спектакль XVI-XVII века» И.А.Некрасовой, выпущенная издательством «Гиперион»/. Ещё две книги посвящены новейшим театральным явлениям: «Театральные хроники. Начало XXI века» рождены беседами Алексея Бартошевича с Екатериной Дмитревской и изданы издательством Сергея Никулина «А.Р.Т», а книгу Ольги Егошиной «Театральная утопия Льва Додина» выпустило «Новое литературное обозрение».
    Жюри во главе с Константином Райкиным было непросто выбирать. Он и его коллеги Галина Тюнина, Дмитрий Крымов, Дмитрий Трубочкин, Феликс Коробов и Дмитрий Родионов каждый по-своему выражал благодарность за повышение своего образовательного уровня. Но им пришлось назвать лишь пять книг.
    Прежде всего, это научно-комментированное издание легендарного журнала Всеволода Мейерхольда «Любовь к трём апельсинам» в 2-х томах, подготовленное коллективом во главе с Любовью Овэс и выпущенное тем самым настрадавшимся Российским институтом истории искусств /СПб.: РИИИ, 2014/, которое до сих пор ведёт борьбу за право существовать. Можно даже не говорить о важности этой работы /а здесь прокомментировано буквально всё, что может вызывать вопросы/ для отечественной культуры.
    Второе переиздание, отмеченное жюри – выдающаяся книга Е.А. Зноско-Боровского «Русский театр начала ХХ века» /Издательская группа NAVONA, 2014/, давно ставшая полулегендарной основой для многих исследований по театру начала прошлого века. Изданная в 1925 году в Праге, она вернулась в Россию благодаря стараниям Александры Заславской и Валерия Семеновского, которые и подготовили этот великолепный фолиант для современного издания. Для многолетнего ответственного редактора журналов «Театр» и «Московский наблюдатель» Александры Викторовны Заславской, скончавшейся прошедшей зимой, это стало последней работой.
    Среди книг, произведших особо сильное впечатление на жюри, оказалась и книга давнего друга и коллеги Валерия Семеновского и Александры Заславской, петербургского театроведа, поэта и эссеиста Бориса Тулинцева «Тихий город» /СПб.: Сеанс, 2012/, тоже скончавшегося зимой трагического 2014 года. Книга собранных вместе эссе и размышления о Блоке, Шостаковиче, Акимове, Олеге Дале и Льве Додине сразу исчезла с полок питерских магазинов.
    Премией была отмечена мемуарная книга ещё одного петербуржца — художника и уже именитого писателя Эдуарда Степановича Кочергина. Его воспоминания о работе в БДТ «Записки планшетной крысы» /СПб.: Вита Нова, 2013/ – такая же блестящая мемуаристика как его «Ангелова кукла».
    С восхищением отметили члены жюри книгу В.А. Чусовской «Якутский театр Олонхо» /Новосибирск: Наука, 2013/. В ней давний исследователь этого знаменитого театра находит важные параллели и делает серьезные выводы о театральной культуре России и дальневосточного региона.
    Но, кажется, главным «любимцем» Жюри новой Премии стал «Станиславский» /М.: Молодая гвардия, 2013. -/ЖЗЛ//. Биографическая книга о великом режиссёре и реформаторе мирового театра написана блестящим критиком и историком Риммой Кречетовой так, что заставляет многих театральных людей плакать и горестно размышлять как о самом Станиславском, так и о процессах и людях сегодняшнего театра.