Форма для заявки
  • Для участия в конкурсе необходимо предоставить три экземпляра книги
1900x500-ychred

Новости

Премии в области литературы о театре «Театральная роман»

Музей Бахрушина представит литературу о театре на Международной книжной ярмарке в Минске

С 6 по 10 февраля в Минске пройдёт 26-я Международная книжная выставка-ярмарка, в которой примет участие Театральный музей им. А.А. Бахрушина. Музей представит на ярмарке свои лучшие издания, посвящённые истории театра и выдающимся театральным деятелям, сборники статей конференций и чтений, а также каталоги к выставкам Татьяны и Сергея Бархиных, Валерия Левенталя.

7 февраля в 17:00 на ярмарке пройдёт встреча с Риммой Кречетовой. Полную программу ярмарки можно найти здесь.

Римма Павловна Кречетова – театральный критик, историк театра, старший научный сотрудник Театрального музея им. А.А. Бахрушина. Работала в жюри многих театральных фестивалей, в том числе – Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». Лауреат премии  «Театральный роман» и премии Правительства Москвы, член Комиссии по драматургии Союза театральных деятелей РФ. Автор книг  «Боровский» /совместно с  А.А. Михайловой/, «Трое» /Любимов. Боровский. Высоцкий/, «Убегающее пространство» /раздел «Разговоры девяностых годов»/, «Станиславский» /ЖЗЛ/, «Режиссер и другие», «Пространство Давида Боровского».

«Это большой успех» — журнал «Театрал» о Премии «Театральный роман»

В Музее им. А.А. Бахрушина состоялась юбилейная церемония вручения ежегодной премии в области литературы о театре «Театральный роман». По решению жюри во главе с председателем Константином Райкиным лауреатами премии 2018 года стали: Алексей Бородин (за книгу «На берегах утопий»), Алла Демидова («Всему на этом свете бывает конец…»), Видмантас Силюнас («Тайны сценического языка испанского классического театра»), Сергей Бархин («Театр Сергея Бархина. Альбом эскизов, фотографий макетов и главных спектаклей за пятьдесят лет творческой работы в театрах»), Галина Титова («О Мейерхольде и других»), Александр Ширвиндт («В промежутках между», «Проходные дворы биографии», «Склероз, рассеянный по жизни»).

«Я считаю, что это большой успех, — сказал «Театралу» председатель попечительского совета, президент компании Navona Consulting and Communications Хуго Эрикссен.— Пятилетний юбилей премии — это знаковое событие для театрального мира России. На церемонии присутствовали ведущие театральные критики, театроведы, деятели культуры. Это свидетельствует о том, что интерес к театральному искусству в России огромный. За тот период, который был учтён жюри при выборе лучших книг, было издано и вошло в список больше ста книг, то есть в России можно отметить издательский бум! Книги, которые издаются, — и для специалистов, и для широкого круга читателей. Так что мы видим живой интерес и высокий уровень. Это очень радует. И я, как один из спонсоров, могу сказать, что это заставляет нас смотреть не под углом, надо или не надо поддерживать. Мы обязательно будем это делать в новом году!»

Журнал Театрал, февраль 2019, №02 (168)

Репортаж с церемонии вручения Премии «Театральный роман»

17 декабря 2018 года в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина в пятый раз вручали премию «Театральный роман», учреждённую музеем в 2014 году. Её символом и эмблемой стало условное изображение чертополоха, который украшает стены парадного вестибюля и сейчас, который запечатлён в гипсовом барельефе над главным входом, некогда украшал стены гранёной гостиной А.А. Бахрушина в доме, где был им основан и поныне располагается Театральный музей. На премию были представлены издания, посвящённые искусству театра, выпущенные в свет до 1 сентября 2018 года. Начав работу, специально созданный экспертный Совет, который возглавил Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, рассмотрел около ста книг из всех регионов страны. Лауреатами премии этого года, их назвало жюри во главе с народным артистом РФ, руководителем театра «Сатирикон» Константином Райкиным, стали книги и их авторы: А.В. Бородин «На берегах утопий: разговоры о театре», АСТ; CORPUS; А.С. Демидова “Всему на этом свете бывает конец», АСТ; Времена; В.Ю. Силюнас «Тайны сценического языка испанского классического театра», NAVONA; С.М. Бархин «Театр Сергея Бархина», Близнецы; Г.В. Титова «О Мейерхольде и других», издательство РГИ сценических искусств; А.А. Ширвиндт за книги «В промежутках между», «Проходные дворы биографии», «Склероз, рассеянный по жизни», Издательства КоЛибри и Азбука-Аттикус, КоЛибри. Специальный диплом жюри получил Государственный институт искусствознания за активную издательскую деятельность в области литературы о театре. Дипломов номинантов были удостоены Марина Радина, составитель внушительного тома «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания»; Борис Голдовский за книгу «Сергей Образцов», выпущенную издательством «Молодая гвардия» в популярной серии «ЖЗЛ», а также Анатолий Васильев и Зара Абдуллаева за книгу «Parautopia». Ведущими церемонии стали артист театра СТИ Алексей Вертков и актриса МХТ имени А.П. Чехова Александра Ребенок, популярная актриса кино и телеведущая.

Председатель жюри премии, народный артист РФ, художественный руководитель театра Сатирикон Константин Райкин обратился к собравшимся с экрана: «Я поздравляю всех с 5-летием замечательной премии «Театральный роман». И я сожалею, что уже второй год подряд не могу присутствовать в силу объективных причин. У меня спектакль, не могу не играть его. Мне очень хочется быть с вами, потому что я знаю, какая замечательная компания собирается сейчас в музее. Мне очень интересно читать эти книги. Я имею возможность их читать, изучать, лелеять, холить. Такие талантливые, глубокие, важнейшие в нашей профессии книги, которые отражают и время, и профессию. Я всех поздравляю с пятилетием. Поздравляю лауреатов, прекрасных, уважаемых мастеров. Я очень люблю нашу компанию, которую собрал Д.В.Родионов со своей придумкой – театральной премией. Я поздравляю и его с пятилетием этого начинания. Надеюсь, оно будет продолжаться и процветать дальше».

В ответ Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и председатель Экспертного Совета премии «Театральный роман» Дмитрий Родионов сказал: «Большая радость в небольшой, но талантливой компании читать книги и определять лауреатов. Радость, удовольствие, но, кроме того, и миссия. Мы для себя определили её как просвещение самой широкой читательской и зрительской аудитории. За эти годы лауреатами премии стали многие выдающиеся театральные деятели – актёры, режиссёры, художники, учёные, занимающиеся историей театра. Искренне радует, что наше начинание получило поддержку театрального сообщества, людей, которые любят театр. То, что премия существует уже 5 лет, поверьте, неожиданность для нас. Как-то быстро всё пролетело. Жалко, что пока тиражи этих изданий не растут. Но мы совместными усилиями, надеюсь, изменим эту тенденцию. Книг о театре стало выходить в последние годы гораздо больше, серьёзных и талантливых. По крайней мере, оптимизма эти пять лет нам прибавили, хотя поначалу не были уверены, что делаем всё правильно».

Сначала вручались дипломы номинантов. Увы, Анатолий Васильев и Зара Абдуллаева не смогли быть, награда им будет передана позже. Обладатель ещё одного почётного диплома Борис Голдовский, автор книги о Сергее Образцовее, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» также не смог быть на торжественной церемонии. Вместо него награду получала заведующая Литературной частью Московского театра кукол Лариса Павлычева. Вручала её член Экспертного совета премии, театральный критик Марина Тимашева. Она рассказала, что совсем недавно посмотрела кукольный спектакль, где все актёры играли в плотных силиконовых масках. У знающих людей спросила: откуда это пошло? И ей ответили: от Образцова. «Это были, конечно, другие маски, поскольку тогда не было таких материалов. Но первым это сделал он. И куда бы ты ни ткнулся, куда бы ты ни пошёл, упираешься в тот простой факт, что первым во всём, что касается кукольного театра, был он, – сказала Марина Тимашева. – Сейчас кукольный театр переживает необыкновенный расцвет. И книга Б. Голдовского очень своевременна и необходима. Автор хорошо знает и любит С.В. Образцова, но рассказывает не только о нём, а также о людях, с которыми его сводила судьба – выдающимися режиссёрами, композиторами, артистами. Каждому из них в книге посвящена глава. Получился роман не только об Образцове, признание в любви тому времени.

Следующий диплом номинанта – Марине Радиной, составителю книги «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники. Письма. Воспоминания». Её поздравлял член жюри премии, главный дирижёр МАМТа им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов. Но начать своё выступление он решил не с поздравления.

«Сначала не про диплом и не про книгу, – произнёс Феликс Коробов. – Хочу сказать спасибо за эти чудесные пять лет. Как только наступает осень, я уже в предчувствии, что сейчас принесут два ящика книжек, которые ты должен прочитать за неделю. И это фантастическое удовольствие. У меня эти книги уже составили хороший шкафчик. Единственная, которой в этом шкафчике нет, книга о Кшесинских. В тот момент в нашем театре к его 100-летнему юбилею Джон Ноймайер восстанавливал «Чайку». Известно, что он обладатель огромной коллекции предметов, связанных с русским балетом и русским искусством. Я ему показал книгу о Кшесинских, и он ходил по театру, не выпуская её из рук, при том, что она на русском языке. И всё время спрашивал, а что это значит? Он просил поблагодарить за серьёзный труд и сохранённую память о значительном для него человеке. Спасибо огромное от него, и спасибо от меня».

В ответ Марина Радина сказала: «Я тоже хочу поздравить всех с пятилетием премии «Театральный роман». Для меня номинация был неожиданной. Я хочу, конечно, поблагодарить и Экспертный Совет, и жюри за их выбор. Безусловно, лестны слова Дж. Ноймайера. Но ещё хочу сказать слова благодарности двум людям, принявшим в этом проекте колоссальное участие. Это Н.М. Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и Д. В. Родионов, директор Театрального музея. В основу книги легли документы, которые, в основном, хранятся именно здесь. И ещё благодарность издательству «Navona», так прекрасно оформившему нашу книгу».

Из лауреатов премии «Театральный Роман» 2018 первым вышел художественный руководитель РАМТа, автор книги «На берегу утопий. Разговоры о театре» Алексей Бородин. Поздравляла его член Экспертного совета премии, историк театра Елена Дунаева. «Алексей Владимирович, – обратилась она к автору, – читать эту книгу – настоящее приключение, которое точно соответствует названию премии – театральный роман. Ваша жизнь – абсолютнейший роман, по которому можно сделать сериал серий на 60 и несколько сезонов. Со всеми поворотами – можно сойти с ума. Я знакома с Вашей семьёй, но мне было интересно под новым углом зрения посмотреть на события. Я внимательно разглядывала каждую фотографию, как выглядел Ваш дом в Шанхае и многое-многое другое. Всё это, конечно, особые страницы Вашей жизни. Книга написана удивительно откровенно. В наше лицемерное и ужасное время так свободно выражаться, можно только в том случае, если ты действительно свободен».

«Начать писать книгу, мне это в голову не могло прийти, – сказал Алексей Бородин. – Но в моём театре был директор, который всё время повторял: Вы должны писать книгу. Потом его сменила прекрасная С.М. Апфельбаум, я желаю ей сил перенести то, что ей досталось. Она тоже говорила о книге. Я благодарен моей семье, которая меня поддерживала и подталкивала. Они просили: напиши просто для нас, для семьи. И представить сейчас, что я тоже здесь, среди тех великих людей, которые находятся в этом зале, просто невозможно».

Г.В. Титову, автора книги «О Мейерхольде и других», её также не было на церемонии, поздравлял театровед, член Экспертного совета премии Николай Песочинский. «Галина Владимировна человек немолодой. Она учила всех ленинградских и петербургских литературоведов на протяжении 50-ти лет. Сегодняшнее событие невероятно справедливо.

В течение пяти лет премию «Театральный роман» каждый раз вручали ученикам Галины Владимировны. Но она не просто учитель, а человек совершенно отважный. Она преподаёт, потому что надо сохранить профессию в самом жертвенном её понимании. Для неё театроведение это, когда есть абсолютное историческое знание, точный контекст и философия за всем этим. Таких, как Галина Владимировна, больше не осталось. Она всю жизнь обожает Мейерхольда. Понимает его глубоко и всё время по-новому. У неё есть такая мысль, что у авангарда и радикализма в театре должна быть огромная родословная, вплоть до истоков театра. Занимаясь новыми формами, она всё время занимается историей, глубокими вещами. Всё, что сейчас кажется невероятным новаторством, на самом деле, имеет глубочайшие корни. Словом, сегодня совершается большая справедливость. Настоящий учитель настоящего театроведения получает премию театрального сообщества».

В.Ю. Силюнасу за прекрасную книгу «Тайны сценического языка испанского классического театра» приз вручал член жюри премии Владимир Трубочкин.

«Для меня огромная честь и радость вручить эту премию вам, – сказал он. – Читая книгу, всё время ощущаешь, что это будто бы взгляд очевидца. Там есть ощущение человека, который, как зритель, присутствует на всех событиях, свершающихся в XVII веке. Для меня такая история театра – весёлая наука, по словам Ницше. Вчитался и понял, что XVII век – такое пространство, которое просторно и достаточно, чтобы говорить о современном театре тоже. Там свои бунтари, свои скандалисты, там есть всё, что существует и сегодня, да ещё в каком виде превосходном. Так что через XVII век и я, и ваши читатели постигаем современный театр. Я с огромной радостью и почтением к вам вручаю эту премию и поздравляю с великолепной книгой».

«Прежде всего, хочу поблагодарить издательство «NAVONA», «которое такую игрушку сделало», – произнёс в ответ на это признание в любви Видмантас Силюнас. Но далее он предпочёл говорить совсем о других материях: «Я хочу сказать ещё одну вещь, которая касается не только моего праздника, но и всех нас. Не самые прекрасные обстоятельства сегодня заставляют нас сплачиваться. Сплочённость театральных людей сейчас ощущается сильнее, чем во многие другие времена. Я очень рад, что и я, и мои коллеги, мы все часть этого не зря сплачивающегося театрального братства».

А.С. Демидовой премию «Театральный роман» за книгу «Всему на этом свете бывает конец» вручал член жюри Феликс Коробов. «Эту премию должен был вручать Дм. А. Крымов. И я очень рад, что он сегодня занят на спектакле, потому что мы с ним за это право чуть ли не дрались, признался Коробов. – Когда приходят книги «Театрального романа», я обычно начинаю их читать все понемножку. В этом году не прошло. Первой попалась ваша книга и, пока не прочёл, не остановился. Она уже походила по рукам моих студентов. Это совершенно фантастическая вещь – книга о совести. О том, как артист должен работать над ролью, как сам он должен это делать. Все фрагменты дневников, записи бесед – уникальный памятник настоящей работе артиста. Я всех своих учеников заставляю эту книгу читать. Спасибо огромное».

В ответном слове А.С. Демидова рассказала, что, ещё в университете научилась очень быстро записывать. Поэтому записывала и за Любимовым, и за Эфросом. «И когда репетировали «Вишнёвый сал» с Эфросом, по странной такой случайности у меня жила его секретарь Марина Зайонц, которая за ним тоже записывала, – продолжала А. Демидова. – Мы сравнивали иногда эти записи. И сейчас, сколько лет прошло, мне удалось восстановить их впрямую. Собственно, этим и интересна книга. Прямая речь Эфроса на репетициях, причём, не на одной, а в течение целого периода до премьеры. Это первое. Второе. Известно, что актёры все ленивы, и если бы не наши редакторы, возможно, мы ничего бы не написали. И вот здесь сидит мой редактор, которая меня заставляла писать. Спасибо ей большое».

А.А. Ширвиндту, он получил премию «Театральный роман» сразу за три книги, увидевшие свет в прошлом и нынешнем годах, награду вручала театральный критик, художественный руководитель фестиваля «Уроки режиссуры» Марина Токарева.

«Вы все знакомы с Александром Анатольевичем, – сказала она. Но если кто-то не читал его книг, по-настоящему он вам не знаком. В них он и хулиган, и театральный мудрец. Мне кажется, что гениальные Эрдман и Шварц имеют к Александру Анатольевичу абсолютно прямое отношение, интонационное. Я никогда не слышала, чтобы Ширвиндт морализировал. В этих книгах он даёт нам уроки не то чтобы ради чего жить, но как жить. Эти уроки хочется присвоить. Интонация Ширвиндта, его оптика – это оптика творца, бесконечно взыскательная и строгая и бесконечно снисходительная. Это ужасно обаятельно. Википедия нам говорит, что первая роль Ширвиндта в кино была в фильме «Она его любит». И с тех пор страстно, азартно, терпеливо она его любит. Она – сцена, она – женщина и она – жизнь. Украшением которой является Александр Анатольевич».

Как только А.А. Ширвиндт начал произносить ответное слово, весь зал тут же начал смеяться, раздались возгласы браво, начался его собственный  театр, моно-спектакль актёра А.А Ширвиндта. Он шутил, вспоминал, снова шутил. В заключение справедливо заметил: «Видите ли, Дима Эфрос занят, Костя Райкин занят, а мы, бездельники, здесь сидим». Смех и бурные аплодисменты.

С.М. Бархина с премией за книгу, которая так и называется «Театр Сергея Бархина», поздравлял Дмитрий Родионов. «Дорогой Сергей Михайлович, – сказал он, – большая радость приветствовать вас, автора книги, которую мы определили как лауреата этого года. Сергей Михайлович вместе с Т.М. Бархиной являются создателями издательства «Близнецы», и в нём регулярно выходят замечательные книги. Жёлтая, за которую сегодня мы награждаем Сергея Михайловича, из последних. Она замечательна. Кто не читал тексты Бархина, много потерял. Он блестящий мастер слова, мысли, юмора, глубины и масштаба. Удивительное сочетание в одном человеке стольких талантов не может не покорять и не влюблять в себя. И я благодарен жизни за то, что в своё время театр нас свёл. Жизнь рядом с таким художником для меня постоянный импульс совершенствоваться и развиваться. Сергей Михайлович всегда ставит высочайшие планки. У него только самые высокие точки отсчёта».

Премию «За активную издательскую деятельность в области литературы о театре» Государственному институту искусствознания вышел получать сотрудник института, театровед и историк театра А.В. Бартошевич. Но он тут же предложил выйти к сцене всем своим коллегам, работающим в ГИИ, из тех, кто был в зале. «Я много лет работаю в институте искусствознания и должен сказать, это прекрасное место, – произнёс А.В. Бартошевич. – Не потому, что там пишут книги. А потому, что это место собрало замечательно порядочных людей. Для меня и, я думаю, для всех нас, быть в институте – честь, к тому же большое человеческое удовольствие. Это замечательное место», – повторил Бартошевич. Приветствовал сотрудников Института искусствознания Председатель Попечительского совета премии Хуго Эриксен. «Знаю, что институт переживал тяжёлые времена, – сказал он. – Но тот издательский продукт, которым вы обогащаете Россию – книги, журналы, электронные масс-медиа позволяют множеству людей приобщаться к культуре. Не к цифрам на небесах, а к конкретной культуре. Вы это делаете с огромным опытом, любовью и знаниями. Поэтому я очень рад и благодарен, что меня попросили вас поздравить. Думая о будущем, понимаю, что есть прошлое. Там такое маленькое кладбище благих намерений, – продолжал Хуго Эриксен. – А тут идея была хорошая, и она осуществилась. Мы празднуем 5-летие. Мы встретимся через год, и вы будете весь год трудиться, чтобы это время стало ещё лучше, ещё более привлекательным. Я вас поздравляю, Дмитрий Викторович, с огромным успехом. Это фантастика, что вы это делаете, причём, так энергично. Вам спасибо. Всё прекрасно, спасибо членам жюри, экспертам. Всем спасибо».

В заключение торжественной церемонии, которая получилась динамичной и полной энергии, прозвучали слова благодарности всем, кто участвовал в ней и её готовил, в том числе студентам Школы-студии МХАТ и Театрального института им. Б.М. Щукина, которые украсили церемонию своими вокальными номерами, информационным партнёрам, попечителям и спонсорам, и авторам за радость читать их книги. Финальной точкой церемонии стал громадный торт с эмблемой премии – чертополохом и горящими на нём свечами, задуть которые были призваны все лауреаты. «Раз, два, три», – произнесла Алла Демидова, и после этих волшебных слов свечи погасли.

 

Текст: Галина Фадеева

Жюри Премии «Театральный роман» определило лауреатов 2018 года

7 декабря в Высшей школе сценических искусств состоялось заседание жюри Премии «Театральный роман» во главе с председателем, народным артистом России Константином Райкиным. Жюри определило лауреатов Пятой юбилейной Премии, которые будут объявлены непосредственно на торжественной церемонии 17 декабря в Театральном музее им. А.А. Бахрушина.

В состав жюри Премии «Театральный роман» входят ведущая актриса «Мастерской Петра Фоменко» Галина Тюнина, главный дирижёр Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов, театральный режиссёр и художник Дмитрий Крымов, профессор ГИТИС и МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Трубочкин и генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина, главный редактор журнала «Сцена» Дмитрий Родионов.

Репортаж с презентации книги К. Гинкаса в Музее Бахрушина

30 октября 2018 года в Каретном сарае ГЦТМ им. А.А. Бахрушина прошла презентация книги К.М. Гинкаса «Как это было», выпущенной в свет издательством «Navona», составители Елена Груева и Джон Фридман. Событие состоялось в рамках проходящего сейчас Второго биеннале Театрального искусства.  К. Гинкас словно бы специально продумал мизансцены, и присутствующие стали участниками настоящей театральной постановки. На сцене актёры Валерий Баринов и Оксана Юрьева, они читают отрывки из книги. Сам режиссёр между сценой и залом. Среди публики люди, которые имеют самое непосредственное отношение к театру К. Гинкаса и Г. Яновской – актёры, художник С.М. Бархин. «Как это было» включает статьи режиссёра, его интервью и монологи. Поэтому в зале театроведы и историки театра, работавшие с текстами. Ведущая вечера театральный критик Марина Токарева скажет, что книга «Как это было» – урок режиссуры, растянувшийся на целую жизнь. А как чуть позже пояснит руководитель издательства «Navona» Елена Эрикссен, издание, о котором идёт речь, – прямое продолжение книги «Что это было? Разговоры с Натальей Казьминой и без неё», вышедшей несколько лет назад. Теперь увидела свет дилогия. По словам Елены Эрикссен, издание готовилось более года, и это был титанический труд. Но в результате всё сделано в полном соответствии с желаниями и предпочтениями автора. «Наслаждайтесь!», – скажет она в заключение.

 

Сам же К.М. Гинкас возникновение книги объяснит так: «Как-то, пытаясь избавиться от макулатуры, я стал рассматривать скопившиеся тексты. И меня заинтересовал человек, который всё это говорил 30 и 40 лет назад. Я понимал его интонацию, настроения. Мне показалось, что это своего рода дневник, я словно бы слышал время. И надо сказать, что этот человек мало менялся, часто повторял сам себя, но всегда был настоятелен. Как говорила Ахматова, у каждого из нас есть своя пластинка, в молодости мы её создаём, а затем всю жизнь прокручиваем. Там, действительно, много повторов, но они звучат в разном настроении и ритме». На этот раз в издании «Вместо предисловия» – текст Н. Казьминой, рано ушедшей из жизни. С ней делалась первая книга. Послесловие написала выдающийся театральный критик и историк театра И.Н. Соловьёва. «По совокупности своих спектаклей Гинкас выстроил собственный театр, –  считает она. – И этот театр – объяснение в любви к миру и к жизни».

 

«Я 40 лет работаю с Гинкасом и Яновской, и ни у одного художника не было такого срока ни с одним режиссёром, это уникальный случай, – сказал выдающийся сценограф, народный художник РФ Сергей Бархин. –  Гинкас – лучший режиссёр, я знаю. Он всегда на 200 процентов готов к разговору с художником». Историк театра, специалист по Шекспиру Алексей Бартошевич одним из самых больших своих театральных впечатлений назвал спектакль «Макбет», поставленный К. Гинкасом и С. Бархиным в Хельсинки. Это самый дерзкий и вызывающий «Макбет» из всех, которые он видел. По мнению А.В. Бартошевича, К. Гинкас редкий человек, который хранит память о боли, обычно организм стремится эту память вытеснить. И боль стала материалом его искусства. Он рискует касаться очень противоречивой проблемы – соотношения свободы и нарушения законов. По мнению А.В. Бартошевича, на такого рода идеи надо иметь право, пережив то, что пережил Гинкас.

 

В книге «Как это было» есть глава, которая называется «Из чего слагается совесть». В. Баринов и О. Юрьева прочитали отрывки из неё. Речь идёт о Холокосте, еврействе, чувстве вины, об Иисусе Христе, о том, как всё в этом мире связано.

 

Народный артист РФ Игорь Ясулович вспоминал, как работал с К. Гинкасом над спектаклями «Иванов» и «Чёрный монах». Народный артист РФ Валерий Баринов рассказывал о том, как они возили спектакль «Скрипка Ротшильда» на родину К.М. Гинкаса в Литву, и там побывали в местах, связанных с детством режиссёра. Видели место, где было гетто, дом для умственно отсталых, где прятали еврейского мальчика. На спектакль пришёл человек, который в коляске вывез его из гетто. «Это одно из самых сильных впечатлений моей жизни, – сказал Валерий Баринов и добавил, –  Гинкас удивительно слышит артиста, даже тогда, когда тот молчит. Все мои репетиции с ним сладкая мука, и слаще её нет».

 

Актриса и режиссёр Оксана Мысина, исполнительница главной роли в спектакле К. Гинкаса «К.И. из «Преступления» вышла, держа в руках видавший виды скрипичный футляр. Когда она его открыла, внутри, вместо скрипки, оказалась стопка тетрадок, листков, записок. «Это всё моя Катерина Ивановна», –  пояснила актриса. Своё выступление она превратила в собственный спектакль.  Рассказывала, как состоялось знакомство с режиссёром, как они репетировали роль К.И., иногда на улице. Спектаклю уже почти 25 лет, и они сыграли его в двух десятках стран. «Для меня вы – джаз», –  произнесла Оксана Мысина, обращаясь к режиссёру.

 

На вечере также выступили композитор Александр Бакши, много сотрудничающий с Камой Гинкасом, критики и театроведы, работавшие над книгой, ученики Мастера. «Камы Гинкаса не было бы без Генриетты Яновской, жаль, что её сегодня здесь нет. Давайте ей поаплодируем», – предложила в заключение Марина Токарева.

 

Текст: Галина Фадеева

Объявлен «короткий список» Премии «Театральный роман» – 2018

23 октября в Театральном музее им. А.А. Бахрушина состоялось третье заседание Экспертного совета Премии «Театральный роман» – 2018. По итогам заседания эксперты сформировали «короткий список» изданий для выдвижения на конкурс:

1. Абдуллаева З.К., Васильев А.А. Parautopia. М: Ад Маргинем, 2016. — 368 с.

2. Бородин А.В. На берегах утопий: разговоры о театре. М.: АСТ: CORPUS, 2017. — 345 с.

3. Голдовский Б. П. Сергей Образцов: документальный роман. М.: Молодая гвардия, 2017. — 490 с.

4. Демидова А. С. «Всему на этом свете бывает конец…». М.: АСТ Времена, 2018. — 318 с.

5. Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания. Автор-составитель, комментарии М. П. Радина. М.: Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, 2018 — 448 с.

6. Силюнас В. Ю. Тайны сценического языка испанского классического театра. М.: Navona : ГИИ, 2018. — 365 с.

7. Театр Сергея Бархина, академика Российской академии художеств 1966-2016: альбом эскизов, фотографий макетов и главных спектаклей за пятьдесят лет творческой работы в театрах. М.: Близнецы, 2017. — 346 с.

8. Титова Г.В. О Мейерхольде и других. Санкт-Петербург: Изд-во Российского гос. ин-та сценических искусств, 2017. — 422 с.

9. Ширвиндт А. А. В промежутках между: [воспоминания] / Александр Ширвиндт. М: «КоЛибри», 2018. —188 с.

Ширвиндт А.А. «Проходные дворы биографии».  М: «Азбука-Аттикус», «КоЛибри», 2017. — 312 с.

Ширвиндт А.А.  «Склероз, рассеянный по жизни». М: «Азбука-Аттикус», «КоЛибри», 2017 г., 2018  г. — 312 с.

В состав экспертного совета Премии входят генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, критик, обозреватель «Новой Газеты» Марина Токарева, театральный критик, редактор журнала «Вопросы театра» Марина Тимашева, профессор, зав. кафедрой искусствоведения Театрального института имени Бориса Щукина Елена Дунаева и кандидат искусствоведения Николай Песочинский.

Репортаж с открытия Ярмарки театральной книги «Театральный роман»

28 сентября 2018 в Главном здании ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, в зале Восточного фасада книжной ярмаркой был открыт Фестиваль театральной литературы. Он проходит в рамках Второго Биеннале Театрального искусства, соучредителем которого является Бахрушинский музей. Это событие вполне можно назвать беспрецедентным. Сказать, что глаза здесь разбегаются, не сказать ничего. Около двух десятков издательств, крупных и совсем небольших, собравшись в одном пространстве, предлагают книги, посвящённые жизни театра, его истории и теории, режиссёрам, актёрам и художникам, редкие каталоги, напоминающие о выдающихся выставках, прошедших в Театральном музее. Репетицией крупнейшей книжной ярмарки Нон-фикшн назовёт Бахрушинскую ярмарку, выступая на её открытии, искусствовед, профессор Театрального института им. Б. Щукина и член Экспертного совета премии «Театральный роман» Елена Дунаева.

 

«Как человек книги, я считаю, что театр сам по себе – это искусство памяти, театр всегда рассказывает нам со сцены о былом. Кто дружит с книгой, как не театр. И я очень рада, такого места, куда можно было прийти и увидеть все театральные книги, до сих пор не было», — сказала на открытии Фестиваля театральной книги арт-директор Биеннале театрального искусства Ольга Егоршина.

 

Приветствуя от имени Бахрушинского музея собравшихся на открытии Книжного фестиваля, главный хранитель ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Ксения Лапина сказала:

«В нашем музее это происходит не случайно, потому что литература – основа театра. Создатель музея А.А. Бахрушин был не только любитель театра, но и страстный библиофил. И мы следуем этой традиции, — продолжала она. — Сегодня театральная книга, как никогда, нуждается в поддержке читателей и издателей. Я надеюсь, что ярмарка станет постоянной. И благодарю всех участников, издательства, которые откликнулись и приехали к нам». Ксения Лапина также зачитала приветствие министра культуры РФ Владимира Мединского: «Дорогие друзья! Рад приветствовать вас и поздравить с открытием первого Фестиваля театральной книги «Театральный роман». Ваш литературный форум является продолжением премии «Театральный роман», которая была учреждена ГЦТМ им. А.А. Бахрушина в 2014 году. Оба проекта во многом уникальны. Они призваны поднять читательский и общественный интерес к литературе о театре. Повысить престиж издательской деятельности. Уверен, фестиваль станет одним из наиболее значимых событий театральной жизни 2018 года. Искренне желаю празднику большого будущего, а его участникам установления новых профессиональных контактов».

 

С нынешнего года эти два события – сентябрьская ярмарка и премия «Театральный роман», вручение которой состоится в декабре, логично связаны. Издательства среди прочих представляют и те книги, которые войдут в длинный, а затем в короткий список театральной книжной премии.

 

«Уже пять лет длится это счастье «Театральный роман», которую придумал Бахрушинский музей, — сказал на открытии книжной ярмарки заслуженный артист РФ, главный дирижёр МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, член жюри премии «Театральный роман» Феликс Коробов. – Каждый раз я получаю громадные пакеты с книгами. Можно забыть обо всем и читать, читать, читать. Спасибо музею, мы все вспомнили пять лет назад, что в России издаются книги о театре. Очень рад, что это какой-то неотвратимый ливень. Это замечательное начинание. Поздравляю всех, спасибо».

 

Одним из самых вероятных претендентов на премию «Театральный роман» 2018 года, по общему мнению, станет книга «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма воспоминания», изданная при участии ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и издательской группы Navona. Её презентация состоялась в Бахрушинском музее на 29 сентября 2018 года, на следующий день после открытия Театрального книжного фестиваля. В событии участвовали ректор Вагановской академии, народный артист РФ Николай Цискаридзе, он редкий знаток истории балета, а также составитель и создатель книги Марина Радина. Предваряя их выступления, известный театральный критик Марина Токарева обратила внимание присутствовавших на то, что театр – искусство летучее и если бы не дневники и воспоминания, мы бы ничего не знали о его прекрасном прошлом.

 

Николай Цискаридзе прежде всего заявил, что их издание не имеет никакого отношения к недавнему скандальному фильму «Матильда». Далее он говорил о том, что вот уже шестой год являясь ректором Академии, одним из главных своих достижений на этом посту считает возрождение кафедры балетоведения и выпуск научных трудов, посвящённых теории и истории искусства танца, и книг, рассказывающих о выдающихся танцовщиках прошлого. Так, во время подготовки издания о братьях Николае и Сергее Легатах он обратил внимание на множество сносок в их воспоминаниях на дневники М.Ф. Кшесинской. А дальше началась вполне детективная история поиска этих дневников. Оказалось, что они вот уже без малого сто лет хранятся в фондах Бахрушинского музея, перед тем проведя некоторое время после революции в Академии наук. И до сих пор никто не занимался их изучением и расшифровкой. Так возник этот проект, объединивший музей, Академию и издательство. «Я поклонник Павловой, а не Кшесинской, но её дневники и воспоминания невероятно ценный материал для истории русского балета», — отметил Николай Цискаридзе.

 

Составитель книги Марина Радина рассказала, что дневники Матильда Кшесинская вела с 14-ти лет, и это множество тетрадок, в которых она пишет и по-русски, и по-польски, иногда об одном и том же по-разному для разных слушателей, рассказывая одни и те же истории. Дневники тогда было принято читать вслух. Но самое в них важное, что это рассказ о событиях, которые происходят здесь и сейчас. В отличие от воспоминаний, которые надиктовывались М.Ф. Кшесинской, когда ей было уже за 80, и там не всё точно. Книга также включила мемуары брата Матильды Иосифа Кшесинского, известного петербургского танцовщика и педагога, в отличие от сестры не уехавшего в эмиграцию. Его воспоминания хранились в одном из Санкт-Петербургских архивов. «Кстати, две его праправнучки, одна совсем недавно закончила Вагановскую академию и танцует в Большом театре, а вторая ещё учится», рассказал Н. Цискаридзе. Но воспоминания И. Кшесинского – это лишь около 50-ти страниц машинописного текста. Поэтому для полноты картины было решено дополнить издание поздними мемуарами его сестры, по-русски они были впервые опубликованы в 1992 году, а также её перепиской с директором музея П.И. Чайковского в Клину и с Ю.А. Бахрушиным, сыном основателя Театрального музея и известным историком балета. Это уже 50-е и 60-е годы прошлого века. По свидетельству составителя издания Марины Радиной, письма к Ю.А. Бахрушину более доверительные, чем официальная переписка с музеем в Клину. Во время презентации Марина Радина также поблагодарила художника книги Валерия Дорохина. По её мнению издание выглядит очень современно: большой формат, мягкая обложка, на которой портрет брата и сестры – героев книги, в ней более ста иллюстраций.

 

В рамках Фестиваля театральной книги в стенах Бахрушинского музея также уже состоялась презентация издания «Тайны сценического языка испанского классического театра», его автор известный театровед В. Салюнас. В октябре и ноябре будут представлены ещё несколько новых книг – о театрально-зрелищной жизни российских столиц в ХУIII веке, о Ж. Б. Мольере, Евг. Б. Вахтангове, Д.Л. Боровском. А события проходящего одновременно с фестивалем Второго Биеннале театрального искусства включат мастер-классы известных режиссёров, встречи с актёрами, выставки выдающихся художников театра. Так уже 9 октября откроется выставка «Валерий Левенталь. Сцена и живопись».

 

Текст: Галина Фадеева

Ярмарка театральной книги «Театральный роман»

28-30 сентября на территории Театрального музея им. А.А. Бахрушина проходит Первая ярмарка театральной книги, в которой принимают участие около 20 издательств, публикующих профессиональную и популярную литературу о театре и театральном искусстве. Ярмарка организована Театральным музеем совместно с издательством NAVONA.

В рамках ярмарки проходят презентации книг с участием авторов и приглашённых гостей. 28 сентября состоится презентация «Тайн сценического языка испанского классического театра» Видаса Силюнаса, а 29 сентября Марина Радина и Николай Цискаридзе представят новейшее издание дневников, писем и воспоминаний Матильды и Иосифа Кшесинских.

На протяжении всей работы ярмарки на территории музея будет работать стенд с театральными изданиями и каталогами выставок, предназначенными в подарок для первых 50 посетителей. Среди подарочных книг значатся «Мейерхольд и художники» А.А. Михайловой, «Убегающее пространство» Давида Боровского, «Книги моей судьбы. Лекции в Театральном музее в трёх тетрадях» И.П. Золотусского и другие издания Бахрушинского музея. При покупке билета на одну лекцию из цикла «Мода и театр» Никиты Мёдова посетители получат в подарок щедро иллюстрированный каталог к выставке «Театральный костюм на рубеже веков. 1990-2015».

На территории ярмарки организованы детские мастер-классы /«Театральный словарь», «Чемодан папы Карло», «История балетной туфельки»/, экскурсии по особняку Бахрушиных и розыгрыши книжных изданий. Подробное расписание программ и информацию о детских мероприятиях можно посмотреть здесь.

Во дворе музея работает фуд-корт.

Полный список участников ярмарки:

«Порядок слов», книжный магазин
Издательство «Ad Marginem Press»
Издательство «Аграф»
Издательство «Крафт+»
Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Издательский дом «Арт Волхонка»
Издательство «Балтийские сезоны»
Издательство «Бослен»
Издательство «Вита нова»
Государственный институт искусствознания
Издательство ГИТИС
Журнал «Замыслы»
Журнал «Театр»
Журнал «Театрал»
Издательство «Кучково поле»
Издательство «Левша»
Издательская группа «Навона»
Издательство «Новое литературное обозрение»
Издательский дом «Петрополис»
Издательство «Планета музыки»
Издательский дом «Самокат»
Издательство «Прогресс-Традиция»
Журнал «СЦЕНА»
Издательский дом «Эксмо»

Объявлен «длинный список» Премии «Театральный роман» – 2018

5 сентября в Доме-музее М.Н. Ермоловой состоялось второе заседание Экспертного совета Премии «Театральный роман» – 2018. По итогам заседания эксперты сформировали «длинный список» изданий для выдвижения на конкурс.

С полным списком можно ознакомиться на сайте Премии «Театральный роман». На заседании 23 октября будет объявлен «короткий список».

В состав экспертного совета Премии входят генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, критик, обозреватель «Новой Газеты» Марина Токарева, театральный критик, редактор журнала «Вопросы театра» Марина Тимашева, профессор, зав. кафедрой искусствоведения Театрального института имени Бориса Щукина Елена Дунаева и кандидат искусствоведения Николай Песочинский.

Объявлена дата церемонии вручения Премии «Театральный роман»—2018

17 декабря в Каретном сарае Главного здания Театрального музея им. А.А. Бахрушина пройдёт пятая торжественная церемония вручения ежегодной Премии в области литературы о театре «Театральный роман», учреждённой Музеем в 2014 г.  Аналогов Премии нет ни в России, ни за рубежом.

Цели Премии:

— поощрение авторов, которые пишут о театре, и издателей;
— повышение социальной значимости литературы о театре, привлечение читательского и общественного мнения;
— повышение престижа издательств и фондов, занимающихся изданием и распространением литературы о театре.

В Экспертный совет и Жюри Премии входят известные театральные и общественные деятели: Марина Тимашева, Марина Токарева, Николай Песочинский, Елена Дунаева /эксперты/; Дмитрий Трубочкин, Феликс Коробов, Дмитрий Крымов, Галина Тюнина /члены Жюри/.

Председатель Жюри – народный артист России Константин Райкин.

Председатель Экспертного Совета – генеральный директор ГЦТМ имени А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов.

Премия проводится при поддержке Попечительского совета, председателем которого является Хуго Эрикссен.
Партнёрами Премии выступают коллегия адвокатов «Тарло и партнёры», Фонд «Правовое государство», компания Cuellar Design, Московская Пивоваренная Компания, Гусевской хрустальный завод, бутик-отель РАЙКИН PLAZA.

Принципиальная позиция экспертов — все номинации Премии вольные, свободные от стереотипов и шаблонов. Лауреаты, призы и размеры денежного вознаграждения становятся известны на церемонии.

 

Аккредитация СМИ:

+7 (495) 953 7875; pr.gctm@gmail.com

Итоги церемонии вручения Премии «Театральный роман»

13 декабря в Каретном сарае Главного здания Театрального музея им. А.А. Бахрушина прошла торжественная церемония вручения ежегодной Премии в области литературы о театре «Театральный роман», учреждённой музеем в 2014 году и не имеющей аналогов в России и за рубежом. Награды были вручены в четвёртый раз.

По итогам решения Жюри Премии во главе с председателем, Народным артистом России Константином Райкиным лауреатами Премии в 2017 году стали издательство Арт-Волхонка (Директор Лебедева Ирина Сергеевна) за издание книг К. Гоцци. Принцесса Турандот, М. Метерлинк. Синяя птица и З. Топелиус. Жемчужина Адальмины, Александра Филиппова за книгу Камерный театр. Книга воспоминаний, Маргарита Ласкина за книгу Олег Окулевич. Голос сердца — со сцены и из-за кулис (Из архива актера)Дмитрий Трубочкин за книгу Древнегреческий театр и Нонна Скегина за книгу Анатолий Эфрос. Живой труп.

Кроме того, за активную издательскую деятельность в области литературы о театре специальным дипломом Премии было награждено издательство NAVONA.

Члены жюри Премии /Дмитрий Крымов, Галина Тюнина, Дмитрий Трубочкин, Феликс Коробов и Дмитрий Родионов/ поздравили лауреатов и подчеркнули важность поддержки книгоиздания театральной литературы. Константин Райкин и Феликс Коробов по причине творческой загруженности не смогли лично присутствовать на церемонии, однако записали для гостей и лауреатов теплые и душевные видеообращения. «Я очень жалею, что не могу присутствовать в этот раз в этом замечательном месте, которое из себя представляет Бахрушинский музей. Мне очень жаль, что я так занят делами в моём театре и в моём институте и не смогу присутствовать с вами. Я вновь получил огромное удовольствие и наслаждение, просматривая эти книги, о которых пойдет речь сегодня. Я с огромным удовольствием буду их иметь в своей театральной библиотеке, — произнес Константин Райкин в своем видеообращении».

В церемонии награждения также приняли участие номинанты 2017 года и лауреаты прошлых лет, члены Попечительского совета /Хуго Эрикссен, Алексей Воскресенский и Валерий Яков/ и Экспертного совета Премии /Марина Тимашева, Марина Токарева, Николай Песочинский, Елена Дунаева и Дмитрий Родионов/. В числе гостей церемонии были заместитель Министра культуры РФ Александр Журавский, актер Малого Юрий Ильин, ректор ГИТИС Григорий Заславский, ректор Театрального института им. Б. Щукина Евгений Князев, режиссер театра и кино, заведующий литературной частью МХТ им. Чехова Николай Шейко, профессор ГИТИС Алексей Бартошевич, а также ведущие театральные критики и деятели искусств.

В ходе церемонии с музыкальными номерами в стиле ретро 70-х годов выступали студенты факультета эстрады ГИТИСа /мастерская Народных артистов России Валерия Гаркалина и Елены Шаниной.

Постоянными партнёрами Премии «Театральный роман» являются коллегия адвокатов «Тарло и партнёры», Фонд «Правовое государство», компания Cuellar Design, Московская Пивоваренная Компания и Гусевской хрустальный завод. В 2017 году к партнерам впервые присоединилась кондитерская компания «Этери», изготовившая специально для церемонии роскошный торт с символикой Премии.

Бахрушинский музей выражает огромную благодарность партнерам, а также всем, кто помогал и  поддерживал участников, организаторов и идейных вдохновителей Премии.

Фото: Александр Куров

Объявлены лауреаты Премии «Театральный роман» – 2017

13 декабря на церемонии вручения Премии «Театральный роман» – 2017 были объявлены её лауреаты. Ими стали:

1. Издательство Арт-Волхонка (Арт-директор Лебедева Ирина Сергеевна)

за издание книг:

Гоцци К. Принцесса Турандот / Карло Гоцци; художник Игнатий Нивинский. Москва: Арт Волхонка, 2016

Метерлинк М. Синяя птица. Москва: Арт Волхонка, 2016

Топелиус З. Жемчужина Адальмины. Москва: Арт Волхонка, 2016

2.Филиппова Александра Ярославовна

за книгу Камерный театр. Книга воспоминаний. Москва: Российский институт театрального искусства. ГИТИС, 2016

3.Ласкина Маргарита Николаевна

За книгу Олег Окулевич. Голос сердца — со сцены и из-за кулис (Из архива актера). Сост.: М. Ласкина. СПБ.: Левша, 2016

4.Трубочкин Дмитрий Викторович

за книгу Трубочкин Д.В. Древнегреческий театр. М.: Памятники исторической мысли, 2016

5. Скегина Нонна Михайловна

за книги:

Анатолий Эфрос. Живой труп. Книга I. Сост. Н. Скегина, А. Машукова. – М.: Московский культурный центр АРТ МИФ, 2017. – 544 с. 

Анатолий Эфрос. Живой труп. Книга II. Сост. Н. Скегина, А. Машукова. – М.: Московский культурный центр АРТ МИФ, 2017

6. Издательство NAVONA за активную издательскую деятельность в области литературы о театре

С иллюстрированным списком лауреатов можно ознакомиться на сайте Премии

Церемония вручения Премии «Театральный роман» – 2017: прямая трансляция

Сегодня в 19.00 состоится церемония вручения Премии «Театральный роман» – 2017. Пригашаем Вас присоединиться к онлайн-трансляции мероприятия на официальной странице музея в Фейсбуке.

Гусевской хрустальный завод – партнёр Премии «Театральный роман» – 2017

В 2017 году одним из официальных партнёров Премии «Театральный роман»  выступает Гусевской хрустальный завод. Изделия, произведённые на этом заводе, хранятся в коллекциях крупнейших российских музеев – таких как Московский Кремль, Исторический музей, Государственный Эрмитаж. В прошлом году хрустальная ваза, подаренная Гусевским хрустальным заводом Бахрушинскому музею, стала частью его коллекции.

Привычное нашему взгляду стекло изготавливают путём сплавления кварца с окислами различных металлов. Для получения хрусталя в стеклянную массу добавляют свинец. От обычного стекла хрусталь отличается более сильным блеском и высоким коэффициентом преломления света, благодаря чему играет всеми цветами радуги.

Изделия, представленные в номенклатуре завода, включены в Перечень зарегистрированных образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства и выполнены вручную.

 

 

Заседание жюри Премии «Театральный роман» – 2017 состоится 6 декабря

6 декабря в Бахрушинском музее пройдёт заседание жюри Премии «Театральный роман» – 2017. Генеральный директор Театрального музея Дмитрий Родионов, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, режиссёр Дмитрий Крымов, заслуженная артистка России Галина Тюнина, профессор Дмитрий Трубочкин и главный дирижёр Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, заслуженный артист РФ, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Феликс Коробов определят лауреатов Премии.

Подробнее о членах жюри.

Имена победителей будут оглашены на торжественной церемонии вручения Премии 13 декабря.

Объявлена дата церемонии вручения Премии «Театральный роман»

13 декабря в Каретном сарае Главного здания Театрального музея им. А.А. Бахрушина пройдёт торжественная церемония вручения ежегодной Премии в области литературы о театре «Театральный роман», учреждённой музеем в 2014 г. Награды будут вручаться в четвёртый раз. Аналогов Премии нет ни в России, ни за рубежом.

Цели Премии:

— поощрение авторов, которые пишут о театре, и издателей;
— повышение социальной значимости литературы о театре, привлечение читательского и общественного мнения;
— повышение престижа издательств и фондов, занимающихся изданием и распространением литературы о театре.

В конкурсе 2017 г. участвуют книги, написанные на русском языке, изданные не позднее 1 сентября 2017 г., а также книги, выпущенные за один год до момента проведения конкурса Премии «Театральный роман» — 2017, но не вошедшие в «длинный список» 2016 г.

По мнению экспертов, интерес к живому слову о театре – качественной, профессиональной литературе, ориентированной на широкую читательскую аудиторию и на специалистов, был всегда. Одна из приоритетных задач Премии – сделать такую литературу доступной как можно большему числу читателей.

В Экспертный совет и Жюри Премии входят известные театральные и общественные деятели: Марина Тимашева, Марина Токарева, Николай Песочинский, Елена Дунаева /эксперты/; Дмитрий Трубочкин, Феликс Коробов, Дмитрий Крымов, Галина Тюнина /члены Жюри/.

Председатель Жюри – народный артист России Константин Райкин.

Председатель Экспертного Совета – генеральный директор ГЦТМ имени А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов.

Премия проводится при поддержке Попечительского совета, председателем которого является Хуго Эрикссен.
Партнёрами Премии выступают коллегия адвокатов «Тарло и партнёры», Фонд «Правовое государство», компания Cuellar Design, Московская Пивоваренная Компания, Гусевской хрустальный завод, бутик-отель РАЙКИН PLAZA.

Принципиальная позиция экспертов — все номинации Премии вольные, свободные от стереотипов и шаблонов. Лауреаты, призы и размеры денежного вознаграждения становятся известны на церемонии.

Аккредитация СМИ:

+7 (495) 953 7875; pr.gctm@gmail.com

Объявлен «короткий список» изданий для выдвижения на Премию «Театральный роман» – 2017

По итогам второго заседания экспертного совета Премии «Театральный роман» – 2017 был составлен «короткий список» номинантов. В него вошли следующие издания:

1. Гоцци К. Принцесса Турандот / Карло Гоцци; художник Игнатий Нивинский. Москва: Арт Волхонка, 2016. — 151 с.

2. Метерлинк М. Синяя птица. Москва: Арт Волхонка, 2016. — 151 с.

3. Топелиус З. Жемчужина Адальмины. Москва: Арт Волхонка, 2016. — 151 с.

4. Камерный театр. Книга воспоминаний. Москва: Российский институт театрального искусства. ГИТИС, 2016. — 326 с.

5. Миклашевский К. La commedia dell’arte или Театр итальянских комедиантов XVI – XVII столетий. Москва: NAVONA, 2017. – 336 с.

6. Олег Окулевич. Голос сердца — со сцены и из-за кулис (Из архива актера). Сост.: М. Ласкина. СПБ.: Левша, 2016. – 1056 с.

7. Трубочкин Д.В. Древнегреческий театр. М.: Памятники исторической мысли, 2016. – 448 с.

8. Анатолий Эфрос. Живой труп. Книга I. Сост. Н. Скегина, А. Машукова. – М.: Московский культурный центр АРТ МИФ, 2017. – 544 с.

9. Анатолий Эфрос. Живой труп. Книга II. Сост. Н. Скегина, А. Машукова. – М.: Московский культурный центр АРТ МИФ, 2017. – 336 с. ил.

30 октября в Театральном музее им. А.А. Бахрушина прошло второе заседание экспертного совета Премии «Театральный роман» – 2017

 

Генеральный директор музея Дмитрий Родионов, критик, обозреватель «Новой Газеты» Марина Токарева, театральный критик, редактор журнала «Просцениум. Вопросы театра» Марина Тимашева, доктор искусствоведения Елена Дунаева и кандидат искусствоведения Николай Песочинский сформировали «короткий список» Премии.«Короткий список» номинантов планируется опубликовать на всех информационных ресурсах музея и Премии после 10 ноября.

 

Подробнее с членами экспертного совета можно ознакомиться на сайте.

В Санкт-Петербурге состоится Круглый стол, посвящённый вопросам книгоиздания театральной литературы

17 ноября в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума состоится Круглый стол «Книги о театральном искусстве сегодня. А завтра?», организованный по инициативе издательства «Навона» и Театрального музея имени А.А. Бахрушина. Встреча пройдёт в  Доме Актёра им. К.С. Станиславского.

Круглый стол проведут генеральный директор Театрального музея имени А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов и издатель группы «Навона» Елена Эрикссен. Среди участников заявлены издатели, директора музеев, ведущие театроведы, а также представители крупных книжных сетей. Круглый стол будет посвящён поиску путей налаживания  издательского процесса театральной литературы.

В настоящее время в нашей стране наблюдается уверенное увеличение интереса к театру, и, как показывает Литературная Премия «Театральный роман», с каждым годом количество публикуемых книг на театральную тематику возрастает. Однако на сегодняшний день процессы издания театральной литературы недостаточно отрегулированы и требуют системной государственной поддержки. Для решения данных вопросов участники Круглого стола обсудят проект создания Ассоциации театральных издателей и её будущее участие в книжных выставках под объединенным стендом «Театральная книга». Обсуждение также коснётся идеи провести анализ рынка театральной литературы, возможности дальнейшего продвижения книг, а также необходимости привлечь к дискуссии профильные министерства и ведомства, общественные организации и профессиональные союзы /Союз театральных деятелей РФ, Гильдию театральных менеджеров и др./.

Объявлен «длинный список» изданий для выдвижения на Премию «Театральный роман» – 2017

В результате первого заседания члены экспертного совета Премии «Театральный роман» – 2017 сформировали «длинный список» изданий для выдвижения на конкурс.

С полным списком можно ознакомиться на сайте Премии «Театральный роман». На заседании 30 октября будет объявлен «короткий список».

В состав экспертного совета Премии входят генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, критик, обозреватель «Новой Газеты» Марина Токарева, театральный критик, редактор журнала «Просцениум. Вопросы театра» Марина Тимашева, профессор, зав. кафедрой искусствоведения Театрального института имени Бориса Щукина Елена Дунаева и кандидат искусствоведения Николай Песочинский.

ена Эрикссен, издатель NAVONA, и Дмитрий Родионов, генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

О заявках на Премию «Театральный роман» – 2017

Уважаемые участники конкурса Премии «Театральный роман» – 2017!

Уже сейчас на сайте Премии вы можете подать заявку на участие книги в конкурсе 2017 г. Дедлайн подачи заявок – 15 сентября 2017 г.

(далее…)

Спецвыпуск журнала «Сцена»

В декабре вышел седьмой, специальный номер журнала «Сцена», приуроченный к церемонии вручения Премии «Театральный роман» – 2016 и подготовленный совместно с издательством «Навона».

(далее…)

«Театральный роман» — 2016: итоги

8 декабря 2016 года в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина в третий раз вручали Премию  «Театральный роман», учреждённую музеем в 2014 году. На Премию были представлены издания, посвящённые искусству театра и выпущенные в свет до 1 сентября 2016 года. Экспертный Совет, который возглавил Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, рассмотрел около ста пятидесяти книг из всех регионов страны. Жюри во главе с народным артистом РФ, руководителем театра «Сатирикон» Константином Райкиным назвало лауреатов:

 

(далее…)

Константин Райкин и Дмитрий Родионов в программе «Худсовет»

Народный артист России, председатель Жюри Премии «Театральный роман – 2016» Константин Райкин и генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов стали гостями передачи «Худсовет» на канале «Россия К».

(далее…)

«Театральный роман» на «Служебном входе»: интервью с Дмитрием Родионовым

Культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал о Премии «Театральный роман» с генеральным директором Государственного театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрием Родионовым в программе «Служебный вход» на радио «Вести ФМ».

(далее…)

Церемония вручения Премии «Театральный роман» — 2016. Фотохроника.

Дорогие друзья!

Фотографии с церемонии вручения Премии «Театральный роман» — 2016 можно посмотреть на сайте Театрального музея им. А.А. Бахрушина. Фотохроника.

Лауреаты Премии «Театральный роман» — 2016

Российский государственный институт сценических искусств /РГИСИ/ — cпециальная Премия «За активный вклад в издательскую деятельность».

(далее…)

Дмитрий Родионов: наш главный интерес – популяризация литературы о театре

Сегодня в музее состоится III церемония вручения Премии в области литературы о театре «Театральный роман». О Премии рассказывает генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов.

 

(далее…)

Заседание Жюри Премии «Театральный роман» – 2016

Сегодня состоялось заседание Жюри Премии и стали известны книги-лауреаты. Но мы их не назовём. Потому что не знаем решения Жюри, которое тоже, в свою, очередь, будет хранить молчание до 19:00 8 декабря.

(далее…)

Хуго Эрикссен: «Я – поклонник русской дореволюционной традиции меценатства»

Разговор о Премии «Театральный роман» с председателем Попечительского совета, президентом компании Navona Consulting and Communications.

(далее…)

«Театральный роман» Cuellar Design

В 2007 г. мир ювелирного искусства получил новый люксовый бренд Cuellar Design /Куэльяр Дизайн/. Марка создана художником и ювелиром Maykel Cuellar Dias Villegas /Майклом Куэльяром/, который давно завоевал славу творца, создающего великолепные ювелирные украшения, настоящие произведения искусства.

 

(далее…)

«Театральный роман» Гусевского хрустального завода

В 2016 г. у Премии «Театральный роман» появился новый партнёр — Гусевской хрустальный завод.

 

(далее…)

«Театральный роман» Московской Пивоваренной Компании

Второй год подряд Московская Пивоваренная Компания поддерживает Премию «Театральный роман».

(далее…)

Определена дата церемонии вручения Премии «Театральный роман» – 2016

8 декабря /четверг/ 2016 г. в Каретном сарае Главного здания Театрального музея им. А.А. Бахрушина в третий раз вручат Премию «Театральный роман». (далее…)

Объявлен «короткий список» Премии «Театральный роман» — 2016

Объявлен «длинный список» Премии «Театральный роман» — 2016

Под знаком чертополоха

30 ноября 2015 г. в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина во второй раз вручали премию «Театральный роман», учреждённую музеем в 2014 г. Её символом и эмблемой стало условное изображение чертополоха, некогда украшавшее стены гостиной А.А. Бахрушина в доме, где был основан и поныне располагается музей. На премию были представлены издания, посвящённые искусству театра, выпущенные в свет до 1 сентября 2015 г. Экспертный Совет, который возглавил Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, рассмотрел около ста изданий из всех регионов страны. В короткий список, его уже оценивало жюри во главе с народным артистом РФ, руководителем театра «Сатирикон» Константином Райкиным, вошло девять книг.

(далее…)

Закончилась торжественная церемония вручения литературной Премии «Театральный роман» — 2015.

Специальные дипломы Премии «Театральный роман» — 2015 были вручены:

(далее…)

Премия «Театральный роман»-2015: церемония вручения наград состоится 30 ноября

30 ноября 2015 г. в Каретном сарае – новом выставочном пространстве Театрального музея им. А. А. Бахрушина — пройдёт торжественная церемония вручения Премии в области литературы о театре «Театральный роман» – 2015. Награды будут вручаться во второй раз.

Объявлен короткий список Премии «Театральный роман» — 2015

По итогам работы Экспертного совета Премии «Театральный роман» — 2015 оглашён короткий список номинантов.

(далее…)

Театральный музей им. А.А. Бахрушина вручит II Премию в области литературы о театре

30 ноября 2015 г. в Каретном сарае – новом выставочном пространстве Театрального музея им. А.А. Бахрушина – пройдёт торжественная церемония вручения Премии в области литературы о театре «Театральный роман» – 2015. Награды будут вручаться во второй раз. Аналогов Премии нет ни в России, ни за рубежом.

  (далее…)

Премия «Театральный роман»-2015: Экспертный совет собрался во второй раз

14 октября 2015 г. состоялось II заседание Экспертного совета Премии «Театральный роман» — 2015.  По результатам обсуждения Экспертным советом был утвержден «Длинный список», который мы и публикуем.

(далее…)

Состоялось первое заседание Экспертного совета Премии «Театральный роман»-2015

29 сентября 2015 г. в Театральном музее им. А. А. Бахрушина состоялось первое заседание Экспертного совета Премии «Театральный роман», которая в этом году будет вручаться во второй раз.

(далее…)

II премия в области литературы о театре «Театральный роман»

      18 сентября 2015 г. в Каретном сарае Театрального музея им. А.А. Бахрушина, состоялась пресс-конференция, посвящённая Второй премии в области литературы о театре «Театральный роман». Члены Жюри, Экспертного и Попечительского советов Премии рассказали о новостях Премии, а также поделились ожиданиями от Премии 2015 года.

(далее…)

Торжественная церемония награждения премии «Театральный роман» – 2015 пройдёт в Театральном музее им. А.А. Бахрушина в конце года.

18 сентября 2015 г., в 13:00, в Театральном музее им. А.А.Бахрушина состоится пресс-конференция по случаю проведения второй Премии в области литературы о театре «Театральный роман». На пресс-конференции будут объявлены дата и время проведения церемонии награждения.

Уже стало известно, что второе вручение Премии лауреатам состоится в конце ноября 2015 г., и пройдёт в новом выставочном пространстве Главного здания музея – Каретном сарае. В Экспертный Совет и Жюри Премии вошли известные театральные и общественные деятели. 

Председатель Жюри – народный артист России Константин Райкин, а Экспертный Совет возглавил генеральный директор ГЦТМ им. А.А.Бахрушина Дмитрий Родионов.

 

Премия присуждается ежегодно. И её целями являются:

– поощрение авторов, которые пишут о театре, и издателей;

– повышение социальной значимости литературы о театре, привлечение читательского и общественного мнения;

– повышение престижа издательств и фондов, занимающихся изданием и распространением литературы о театре.

Попечительский совет Премии расширяется. В него вошли Евгений Тарло и Алексей Воскресенский

В 2015 г. в Попечительский совет Премии «Театральный роман» вступили Тарло Евгений Георгиевич, профессор, доктор юридических наук, вице-президент Федерального союза адвокатов, и Воскресенский Алексей Дмитриевич, профессор, декан факультета политологии МГИМО-Университет.

Председателем Попечительского совета Премии «Театральный роман» с 2014 г. является президент «NAVONA. Консалтинг и Коммуникации» Хуго Эрикссен, норвежский бизнесмен, проживающий в Москве c 1992 г.

Для участия в конкурсе Премии подано уже более 100 заявок

Оргкомитет Премии «Театральный роман» – 2015 продолжает приём заявок на участие.  На данный момент о намерении принять участие заявили более 100 желающих.

Потенциальные участники могут отправить свои заявки через специальную форму на сайте Премии.

После завершения приёма заявок, на сайте будет опубликован Длинный список изданий для выдвижения на Премию «Театральный роман» – 2015, после чего будут объявлены финалисты Премии. Имена лауреатов станут известны на торжественной церемонии награждения Премии «Театральный роман» – 2015, которая состоится в конце ноября 2015 г.